Может ли компьютер заменить самолёт во время обучения?Тренировка навыков пилотирования происходит в полёте, но не всегда понимание правильности выполнения процедур приходит сразу. Некоторые моменты требуют подробного разбора в спокойной обстановке. В таких случаях на помощь могут прийти специальные компьютерные программы – авиасимуляторы. Они выпускаются уже более 30 лет и в процессе развития достигли большого успеха при имитации полётов на самолетах.

Виртуальные пилоты за штурвалом настоящих самолетов

Для кого-то авиасимуляторы могут быть простой «резиновой бабой», а для кого-то стать «счастливым билетом» в светлое будущее. Здесь уместно написать строчку из стихов: «Каждый выбирает по себе женщину, религию, дорогу…», а также мечту, музу и самолёт. Всё в нашей жизни зависит не от самих вещей, а от того, как мы их воспринимаем.

Один швед, по имени Томас Салме, увлекался авиасимуляторами и любил самолёты, причем настолько, что решился на обман и авантюру, какой свет не видывал. Началось всё с его похода в учебный тренировочный центр, где, выдав себя за безработного пилота, он получил разрешение на один полёт на профессиональном авиатренажере. В результате похода он также успел подружиться с сервисным инженером, который давал ему возможность ночью подлётывать на тренажере, осваивать летный тренажеры и изучать найденные там же мануалы нескольких самолётов. Это продолжалось несколько месяцев.

Позже у одной итальянской авиакомпании открылась вакансия второго пилота, Томас подделал шведскую летную лицензию и подал своё резюме. Успешно пройдя пробные полёты, он был принят на эту вакансию. За 13 лет Томас успел сменить 3 авиакомпании и даже стать КВС до того момента, пока не был пойман полицией. Пилот-самоучка был отпущен и отделался годом лишения возможности летать. Так авиасимуляторы помогли ему в жизни. Кстати, за всё это время он ни разу не подвергал пассажиров опасности.

Реалистичные авиасимуляторы и их достоинства

Стать пилотом пассажирского Боинга 747, совершающего рейс Сидней – Лондон, пролететь на культовом Beechcraft Baron над пляжами Флориды, сдать на лицензию частного пилота на Cessna 172, что ещё? Современные авиасимуляторы позволяют поднять в воздух практически любой самолет, вертолет, дельтаплан и даже воздушный шар. Осилить все эти воздушные суда можно виртуально, оставаясь дома за комнатным столом в спальных тапочках. Но насколько этот опыт будет востребован настоящим пилотом в лётных условиях, останется под вопросом.

Сфера применения авиасимулятора может быть настолько широкой, насколько позволит уровень реализма. Детализация отдельных органов управления вплоть до тумблеров индивидуальной вентиляции, обогрева окон и противообледенительной системы как раз к этому вопросу. Изучением выполнения стандартных летных процедур может помочь даже Microsoft Flight Simulator.

«Даже после получения лицензии частного пилота я не перестал пользоваться симулятором», — поделился своими откровениями участник одного форума. «Прежде чем лететь по неизвестному маршруту, я часто пролетаю его в виртуальной среде. Во время моей учебы на частного пилота особенно полезными были маршрутные полёты. За день до моего полёта Сиэтл — Пирсон я выполнил этот маршрут в FSX, поэтому на следующий день во время настоящего полёта я точно знал, где нахожусь. Это чувство придавало мне уверенность в том, что всё будет хорошо.»

Симулятор позволяет научиться выполнять процедуры: когда выпустить закрыли, когда дать газ, но «чувство пятой точки» там не наработаешь. На основании своего опыта я могу заключить, что научиться некоторым вещам нельзя, а их изучение в виртуальной среде может даже пагубно отразиться на будущих полётах и привить неправильные навыки:

  • При взлете. Реактивный момент от пропеллера, толкающий самолета влево во время рулежки плохо соответствует правде.
  • При посадке. Момент касания с землей не выглядит реалистично, выравнивание самолета не соответствует реальному.
  • Сваливание и штопор. Любые маневры с углом крена больше 30 градусов и углом атаки больше 20 градусов не соответствуют реальности.

Теперь о том, где использование симуляторов может быть полезным:

  • Выполнение процедур. Для курсанта выполнение крутого виража или выход из сваливания может представлять определенные трудности во время первых полётов. С финансовой точки зрения имеет смысл сначала отработать эти маневры на симуляторе вместе с инструктором.
  • Навигация. Работа с радиомаяком на земле может быть также успешно отработана, как и в воздухе. Если в симуляторе четко прорисован рельеф, можно использовать визуальные ориентиры.
  • Работа с приборной панелью. Изучить работу приборов позволит симулятор: времени будет сколько угодно, а деньги за это с вас не возьмут.
  • Выполнение внештатных процедур. Симулятор позволяет делать вещи, которые в реальном полёте встречаются редко. Полёт в тумане, плохая видимость, сильный боковой ветер, различные отказы оборудования могут застать вас врасплох. Чтобы этого не случилось ситуации с отказом двигателя и ей подобные лучше всего отрабатывать в безопасном месте на безопасной высоте.

Физика полёта в X-Plane

Среди всего простора авиасимуляторов тихой гаванью являются симуляторы пассажирских и транспортных самолетов, среди которых выделяются Microsoft Flight Simulator X (FSX) и X-Plane. Вопросы из разряда, какой симулятор лучше, и какой вы бы приобрели из двух, перешел в разряд риторических. Виртуальные пилоты не имеют общего мнения на этот счет. Общее мнение такое: FSX ценится за более качественные визуальных эффекты и огромное количество дополнений, охватывающих практически все современные и раритетные самолеты, а X-Plane отличается лучшей моделью полёта. Теория элементов лопастей, на которой основывается X-Plane, позволяет описывать поведение объектов в полёте более реалистично. Именно поэтому игра была сертифицирована (единственная из всех подобных игр) Федеральным Агентством по аэронавтике (FAA) для целей обучения пилотов. Для того чтобы оценить на деле аэродинамику двух игр проведем тестовые полёты. Одним из наиболее востребованных самолетов малой авиации является Cessna 172. Насколько полёт этого самолёта отличается в двух играх?

X-Plane сравнительно молодой симулятор, но благодаря использованию передовых технологий он создает атмосферу полёта несколько привлекательнее для обучения по сравнению с FSX. Это можно наглядно увидеть при вводе самолёта в сваливание и штопор. Сваливание в FSX выглядит незначительным, а введение в штопор вовсе оказывается невозможным. Совсем по-другому дела обстоят у X-Plane: при сваливании происходит видимый завал крыла с потерей высоты, а штопоры можно крутить не хуже, чем в военном симуляторе. При поворотах появляется необходимость следить за скоростью, которая начинает реагировать уменьшением, и для её коррекции нужно добавить тягу.

Комментарии запрещены.

Навигация по записям