Все началось с полета Бухара - Душанбе: развитие авиации ТаджикистанаТретьего сентября в Таджикистане празднуют 93-летие гражданской авиации республики

История гражданской авиации Таджикистана ведет свое начало с 1924 года.

Первый полет

Третьего сентября самолет Ю-13 совершил полет по маршруту Бухара — Душанбе. Именно эта дата стала ключевой в развитии гражданской авиации республики. Тот самый первый самолет пилотировали Рашидбек Ахриев и Петр Комаров.

Вскоре самолеты Ю-13 начали осуществлять полеты Бухара — Душанбе три раза в неделю. А через 3 года в 1927 году было открыто регулярное сообщение на линии Ташкент — Самарканд — Термез — Душанбе.

Эта ветка стала второй в Советском Союзе после открывшейся в 1923 году регулярной авиалинии Москва — Нижний Новгород.

Самолеты Ю-13 или Юнкерс F.13 были первыми самолетами, которые изначально проектировались в качестве пассажирских. Однако их использовали в основном в военных целях.

Развитие авиации в советские годы

Примечательно, что регулярное авиасообщение появилось в Душанбе на 2 года раньше автомобильного и на 5 лет раньше железнодорожного.

Открытие авиалинии Бухара-Душанбе было связано с образованием 14 октября 1924 года Таджикской Автономной Советской Социалистической Республики (которая в 1929 году была преобразована в Таджикскую Советскую Социалистическую Республику). На одном из первых самолетов в Душанбе прилетели члены руководства первого правительства Таджикистана.

Авиация Таджикистана развивалась быстрыми темпами. В те годы впервые был образован Сталинабадский аэроузел, и началась эксплуатация новых маршрутов, проходивших через горные хребты Памира.

В 1930 году в Душанбе построили аэропорт первого класса, а в 1931 аэродромы появились в Кулябе, Гарме, Пяндже и Дангаре. Было налажено рягулярное авиасообщение со столицей.

В марте 1937 года было создано Таджикское территориальное управление Гражданского воздушного флота. В 1945 в авиапарке появились новые самолеты Ю-52 и Ли-2. Именно на Ли-2 был осуществлен первый полет по маршруту Сталинабад — Москва.

В 1945 году в Таджикистане появилась Служба управления воздушным движением.

В 1949 году была создана Государственная авиакомпания «Точикистон», которая теперь известна под брендом «Таджик Эйр».

В 1950-1960 годы авиация Таджикистана являлась одной из самых развитых отраслей народного хозяйства республики. В разные годы в авиационном парке Таджикского управления гражданского воздушного флота осваивались самолеты АН-2 АХР, ИЛ-14, ИЛ-18, Ан-6, вертолет МИ-4. В 1970-х постоянную прописку в Таджикистане получили Ан-24, Як-40 и Ми-8.

В 1954 году самолет Ил-12 проложил первый маршрут Сталинабад — Сочи.

В 1959 году летчик Воробьев в сложных условиях впервые совершил посадку на лёд Сарезского озера на самолете АН-6, в 1960 году на самолёте ИЛ-18 был осуществлен первый рейс Сталинабад — Москва.

В 1959 году было создано Ленинабадское авиапредприятие, через год организован аэропорт Куляб. В 1960 году была открыта авиалиния Сталинабад — Фрунзе — Алма — Ата — Новосибирск.

По эффективности использования самолетов Як-40, Ан-28 Таджикское управление гражданской авиации завоевало 1-е место в Аэрофлоте СССР.

В 1990-1991 годах было открыто воздушное сообщение Душанбе — Урумчи.

Что впереди

К моменту развала Советского Союза Таджикистан был республикой с современным воздушным транспортом. Однако в первые годы независимости гражданская авиация РТ откатилась назад. Сыграли роль отсутствие финансирования из Москвы, а также тяжелые годы гражданской войны, ударившие по экономическому и социальному развитию страны.

Возрождаться гражданская авиация Таджикистана начала в 2000-х годах. В воздушном пространстве республики, наряду с самолетами российского производства появились «Боинги».

В 2008 году была открыта первая частная авиакомпания «Сомон эйр». В 2009 году авиакомпания «Точикитон» была реорганизована в «Таджик Эйр».

С пассажиропотока в 200 тысяч граждан в 1998 году страна вышла на 1,35 миллиона человек в 2008 году.

На данный момент в Международном аэропорту Душанбе выполняются полеты 18-ти авиакомпаний стран дальнего и ближнего зарубежья.

В ближайшие годы планируется строительство нового терминала аэропорта Душанбе стоимостью почти 42 миллиона долларов.

Комментарии запрещены.

Навигация по записям